На первый взгляд, рекомендательные сообщения со ссылками несут только пользу и посетителям форумов и тематических сайтов, и распространителю информации. Но зачастую результат оказывается нулевым. Что не так в понимании и использовании крауд-маркетинга, разберем в статье.
Это только для SEO
Про крауд-маркетинг активно заговорили после запуска «Минусинска», фильтра Яндекса для борьбы с покупными ссылками. Одним из способов нарастить ссылочную массу и не получить санкции стало размещение комментариев с анкорными и безанкорными ссылками, теоретически полезными для аудитории и поэтому выглядящими естественно.
Если вспомнить про изначальное предназначение крауд-маркетинга (он же «маркетинг толпы», он же давно известный инструмент «партизанского маркетинга»), поводов для его применения появляется значительно больше:
- повышение узнаваемости нового продукта или бренда;
- распространение контента;
- предложение альтернативы там, где активно действуют конкуренты;
- продвижение конкретных товаров или услуг, а не компании в целом;
- работа с репутацией и позиционированием бренда, в том числе нивелирование негатива.
Реализация любой грамотно разработанной стратегии повлияет на ссылочный профиль, видимость сайта и рост трафика. Но с помощью крауд-маркетинга решаются задачи и поискового, и рыночного продвижения. Правда, такое разнообразие целей порождает следующее заблуждение.
Это подходит каждому
Если рассматривать крауд-маркетинг как долгосрочную и масштабную работу, становится ясно, что она нужна не всем. Привлекать профессионалов или самостоятельно тратить время на такую деятельность практически бесполезно в следующих случаях:
- предложение товаров и услуг, которые заказывают без общения на форумах (здесь есть нюанс: например, при прорыве трубы обратятся к тому, кто станет первым в поиске, а при планировании замены сантехники будут искать того, кто лучше);
- региональное предложение (здесь зачастую выгоднее стимулировать работу «сарафанного радио», поскольку количество площадок для крауд-маркетинга обычно крайне ограничено и масштабировать работу не получится);
- предложение хуже, чем у конкурентов (даже самого искусного крауд-маркетолога разоблачат из-за предоставления ложной информации);
- сайт недоработан (вести на него людей еще и по рекомендации смысла нет);
- недостаточно средств на реализацию выбранной стратегии.
Последний пункт появился не случайно: в представлении ряда заказчиков, в общении на форумах и комментировании тематических публикаций нет ничего сложного. А количество фрилансеров, готовых за скромные суммы взяться за любую работу, только укрепляет их в заблуждении, которое мы сейчас опровергнем.
Это просто и недорого
Для того чтобы комментатора не отправили в бан бдительные модераторы, а его рекомендация стала стимулом для перехода на сайт, исполнителю нужно:
- изучить предложение компании, ее товары и услуги, особенности, преимущества и недостатки, которые все равно обнаружатся;
- определить целевую аудиторию, найти места ее обитания, изучить правила комментирования и поведение модераторов;
- зарегистрироваться на выбранных форумах и тематических сайтах, при необходимости создать аккаунты в социальных сетях;
- завоевать доверие аудитории участием в обсуждениях на другие темы, полезными советами без ссылок и рекламы;
- дождаться случая оставить сообщение со ссылкой или прямым упоминанием компании и сделать это, обосновав причину рекомендации именно этого предложения или сравнив товар/услугу с аналогами;
- ответить на появившиеся вопросы и комментарии;
- дождаться следующего удобного случая.
Такую работу нужно проделать на каждой выбранной площадке. И ясно, что она не может стоить условные пять копеек за комментарий.
Если же речь идет не только о рекомендации товаров, а о более сложной стратегии с целью формирования репутации и потребности в продукте, к перечисленной выше работе добавляется:
- создание и распространение полезного контента;
- поиск инфоповодов в новостях отрасли (и не только);
- мониторинг упоминаний компании и ее конкурентов.
Но есть и хорошая новость: такая масштабная работа может просто не понадобиться из-за специфики отрасли или тематики. Профессиональные крауд-маркетологи сначала смотрят, что можно сделать в конкретном случае, и после этого дают рекомендации заказчикам. Или объясняют, почему в этой нише именно крауд-маркетинг бесполезен.
Тематика подходящая – значит, проблем не будет!
Теоретически, да. На практике можно столкнуться с такими трудностями:
- сложность масштабирования (достойных площадок вообще немного, и они могут превратиться в спамные, закрыться, потерять посетителей, изменить правила);
- промахи или ошибки исполнителей (модераторы активных площадок зачастую отличаются излишней подозрительностью, и неопытные комментаторы рискую потратить время впустую);
- отсутствие инфоповодов, связанное с сезонностью, утратой интереса к теме, другими причинами;
- активность конкурентов или деятельность, направленная против продвигаемой компании.
Это проблемы, с которыми можно столкнуться даже при выборе идеальной стратегии и обращении к гуру крауд-маркетинга. Часть сложностей можно предусмотреть и учесть до начала работы. Но такие явления, как закрытие площадок или заказной негатив, в долгосрочной перспективе предугадать практически невозможно, если сейчас к ним нет предпосылок.
Вывод
Крауд-маркетинг может быть полезен как часть стратегии продвижения компании, но он требует вдумчивого подхода с оценкой вероятного результата. Это не «спам по форумам» и не разбрасывание повсюду написанных «под копирку» комментариев. Но если обратиться к профессионалам, не обещающим невозможного, в ряде тематик успех вполне достижим.