Владелец сайта может узнать о проблемах с продвижением из трех источников: онлайн-сервисы для самостоятельной проверки; непрошенное письмо от предлагающих услуги SEO; аудит по заказу у потенциального подрядчика. Что может быть не так в каждом из случаев и как избежать лишней паники, расскажем в статье.
Онлайн-сервисы для автоматического SEO-аудита
На сегодняшний день их предостаточно, и каждый может самостоятельно проверить основные показатели сайта. Например, количество страниц в индексе поисковых систем, скорость загрузки страниц, технические ошибки, позиции по ключевым словам и некоторые другие параметры.
Казалось бы, все просто и удобно: выбираем любой понравившийся сервис, регистрируем сайт и узнаем про основные проблемы, если они есть. Но на деле нужно учесть ряд нюансов:
- Возможности сервиса. На них стоит обратить внимание еще до запуска проверки. Причем, лучше смотреть не только на обещания на сайте сервиса, но и на обзоры и отзывы про него. Из таких источников можно узнать, в частности, какие базы данных использует сервис. А это важно: далеко не все могут похвастаться работой с большими и качественными базами. Что бы ни обещалось, в любом случае больше всего информации о ранжировании и конкуренции у Яндекса и Google, и они не делятся данными со сторонними сервисами. А при работе с неполными базами данные о позициях в поиске, количестве проиндексированных страниц, семантике будут неточными.
- Бесплатно = частично. Полный аудит предоставляется только на платных тарифах. И при этом нужно понимать, что он не будет таким же разносторонним и точным, как результат работы специалиста. Для проверки основных показателей платные сервисы подойдут, но как руководство к комплексу действий — вряд ли.
- Актуальность и корректность данных. К примеру, сервис показывает катастрофически низкие позиции по некоторым ключевым словам. Прежде чем бить тревогу, стоит узнать, откуда взялись такие показатели. Для этого стоит самостоятельно проверить частотность выбранных фраз в Яндекс.Wordstat, обязательно заключив фразы в кавычки и указав нужный регион. Может статься, что сервис неверно определил частотность. Подобные проблемы иногда возникают и при сравнении сайта с конкурентами: нужно внимательно просмотреть обнаруженный список для выявления тех, кто точно не является соперником и попал в таковые из-за ошибки сервиса.
В целом, таким способом можно выявить основные технические ошибки. Но важно понимать, что любой онлайн-сервис — это не Яндекс.Метрика и не Google.Analytics. Если нужно самостоятельно получить более точные данные, лучше обратиться к показателям счетчиков и информации из кабинетов для вебмастеров. Это дольше, сложнее, но результативнее.
Сторонний SEO-аудит в рассылке
Как правило, посыл таких писем: «У вас все очень плохо, и это немедленно нужно исправить!». Да, никто не совершенен, и тем более, далеко не каждый рассыльщик подобных писем. При получении такого аудита важно помнить, что анализ, скорее всего, проводился поверхностно или автоматически. А значит, нужно обратить внимание на такие признаки некачественного аудита:
- Устаревшие показатели. Как ни странно, до сих пор можно встретить расчет отмененного Яндексом ТиЦ и сообщение о том, что сайт не зарегистрирован в давно закрытом Яндекс.Каталоге. Конечно, владелец сайта может и не знать о таких изменениях, но на этом и строится расчет недобросовестных «аудиторов». Помимо этого, в отчет попадают устаревшие представления о количестве заголовков и знаков в тексте, о качестве мета-тегов title и description, неактуальная частотность ключевых фраз.
- Неверный съем позиций. Ошибки могут быть следствием и некомпетентности, и слепого доверия автоматическому сервису. Как и при работе с онлайн-сервисами, стоит проверить настоящую частотность указанных фраз в Яндекс.Wordstat (с кавычками и регионом).
- Противоречие данных и пояснений. Подобные отчеты, если их просто не игнорировать, следует внимательно читать. Там могут встречаться банальные логические ошибки. Например, на скриншоте результатов аудита robots.txt помечен «все в порядке», а в пояснительном комментарии указывают на проблемы с этим файлом.
- Некорректная семантика. Проблема автоматических или сделанных на скорую руку аудитов в том, что при их проведении не учитывается специфика бизнеса. В результате в списки ключевых фраз (по которым, разумеется, будут ужасающе низкие позиции в поиске) попадают фразы, совершенно не подходящие для продвижения. У них либо нулевая частотность, либо вообще не то пользовательское намерение.
Итак, при получении подобного письма есть три варианта действий:
- проигнорировать;
- внимательно прочитать и проанализировать самостоятельно;
- показать специалистам, которые сейчас занимаются продвижением сайта и попросить у них разъяснений.
Конечно, бывает, что владельцам сайтов, у которых действительно есть проблемы с продвижением, пишут добросовестные специалисты. Но в таком случае в отчете не будет вышеуказанных ошибок.
Аудит у SEO-специалиста или компании
Как правило, в таком случае предлагают полноценный аудит, который включает в себя проверку всех важных параметров сайта:
- техническое состояние;
- семантика;
- индексация и позиции;
- соответствие требованиям поисковых систем для сайтов этой тематики.
Последний пункт может включать в себя наличие и качество контента, удобство отдельных сервисов, полноту информации и компании и многое другое.
Результатом, в идеальном варианте, должны быть не просто сухие цифры и комментарий «все плохо», а достаточно подробный разбор ситуации с рекомендациями. Разумеется, за такую работу нужно платить, но и отчет будет разительно отличаться от автоматически сгенерированных.
Обращаясь к специалистам, тоже можно столкнуться с манипуляциями, небрежной работой, очернением ситуации. Но уже зная, какие проблемы могут встречаться в отчетах, можно хотя бы поверхностно разобраться, насколько качественно выполнена работа. Как минимум, небрежно сгенерированный отчет точно получиться распознать.
Вывод
Качество SEO-аудита, как и любого другого, напрямую зависит от возможностей и намерений исполнителя. Поэтому стоит различать результаты поверхностных экспресс-проверок и полноценного анализа. Первые обойдутся дешевле, но дадут меньше. За второй понадобится заплатить, но полученная информация станет руководством к эффективным действиям по продвижению.