Когда свои маркеты есть почти у всех популярных соц. сетей, складывается впечатление, что вести продажи можно без хлопот с сайтом и всем, что с ним связано. Так ли это на самом деле, разберем в статье.
Сделать может каждый
Доступность – это то самое единственное преимущество. Не нужно платить за разработку сайта, выбирать домен и хостинг, устанавливать онлайн-консультантов и call-back виджеты, заниматься поисковым продвижением и вникать в особенности работы выбранной CMS. При наличии красивых фотографий и привлекательных описаний открыть интернет-магазин можно буквально за несколько часов.
Оговоримся сразу: если речь идет о продаже hand-made изделий, собственноручно создаваемых в свободное время, социальных сетей (одной или нескольких) вполне достаточно. Но имея более серьезные планы, стоит обратить внимание на недостатки использования только этого канала продаж.
1. Это не бесплатно
Точнее, за базовый функционал действительно платить не придется. Но дополнительные возможности, например автоматизация импорта товаров, реализуются через сторонние приложения со своими тарифными планами.
Кроме того, крайне редко удается получить желаемую аудиторию без использования платных публикаций, таргетированной рекламы и постинга в тематических сообществах. А значит, расходы, причем, постоянные и с непредсказуемым результатом, гарантированы.
2. Ограничения социальных сетей
На каждой площадке существуют свои внутренние правила и функциональные возможности. На собственном сайте можно сделать все что угодно, а в социальных сетях не удастся изменить интерфейс или оформить обложку именно так, как хочется.
Также важно обратить внимание на то, что для сообществ и для магазинов-приложений действуют разные правила. А нарушения грозят блокировкой.
3. Проблема привлечения аудитории
Если в выбранной социальной сети у владельца магазина нет или очень мало знакомых, готовых хотя бы сделать один репост, подписаться или вступить в группу, найти первых покупателей будет сложно. Впрочем, и наличие армии подписчиков не гарантирует быстрый выход на целевую аудиторию и набор приятного для глаз количества участников сообщества.
Как уже говорилось, придется использовать платные каналы привлечения, и нет гарантии, что с первой попытки удастся подготовить эффективную рекламу. Она будет показываться всем, кто попадает под заданное определение, независимо от их желаний, в отличие, например, от контекстной. И существует риск долго экспериментировать в поиске идеального поста или баннера.
4. Невозможность полноценной автоматизации
Можно подключить платный сервис импорта товаров и даже сделать чат-бота в мессенджере (если есть такая возможность, в том числе финансовая). И все: управлять остальным придется вручную. Это не критично при малом количестве товара. Но если возникнет потребность в использовании 1С и CRM, работа существенно усложнится.
Еще один важный момент касается обработки заказов. Социальные сети предлагают ряд приложений, упрощающих работу, но отвечать на вопросы в комментариях и личных сообщениях все равно придется вручную. И если планируется оперативно откликаться на все заявки и обращения, нужно вспомнить о разнице часовых поясов, привычках сидеть в соц. сетях по ночам и подумать об организации дежурств 24/7.
5. Ограничение аудитории
Если перечисленные трудности не отпугнули, пора вспомнить о тех, кто:
- не обращает внимания на рекламу в социальных сетях,
- не воспринимает социальные сети как место, где стоит что-то покупать;
- заходит только для общения и чтения новостей;
- заходит крайне редко;
- зарегистрирован в другой социальной сети;
- не зарегистрирован ни в одной или давно позабыл все пароли.
Между тем, среди этих людей вполне могут быть потенциальные покупатели. Но они просто не узнают о вашем предложении.
6. Проблемы масштабирования
Учитывая вышеперечисленные сложности, можно сделать магазины во всех доступных социальных сетях и развивать каждый. Но количество людей, желающих совершать покупки в каждой из них, рано или поздно закончится. И не всегда это будет означать отсутствие интереса к товару.
Сложности возникнут при расширении ассортимента и росте количества обращений. А задержки при ответе на уточняющие вопросы здесь более рискованны: если сообщения в онлайн-чате на сайте читают только посетитель и менеджер, то комментарии в социальных сетях видны всем, в том числе конкурентам, способным быстро предложить альтернативный вариант.
7. Зависимость от чужих условий
Наконец, социальные сети меняются, и не всегда в лучшую, с точки зрения бизнеса, сторону. И чтобы сохранять аудиторию и расширять ее, придется подстраиваться под «умные ленты», расценки на таргетинг, нововведения и запреты.
Вывод
Приходить в социальные сети с целью вести активные продажи и с планом по захвату мира, пожалуй, не стоит. В качестве дополнительного источника трафика на сайт они работают, а вот как самостоятельный и единственный канал продаж – не всегда и далеко не для всех.