Резервное копирование необходимо каждой компании, независимо от количества ее клиентов и сложности сайта. Как организовать регулярные бэкапы и что с ними делать, расскажем в статье.
Резервное копирование базы данных
Потеря информации о сделках, документации и других важных для работы сведений – серьезная неприятность. И она может случиться в любой момент и по любой причине: вирус на компьютерах сотрудников, поломка жестких дисков, случайное или умышленное удаление данных.
Чтобы иметь возможность восстановить утраченное, стоит выбрать хотя бы один из доступных способов резервного копирования:
- штатные функции Windows на компьютерах сотрудников;
- сервер компании;
- физический носитель (съемный жесткий диск или флэш-карта);
- облачный сервис;
- дополнительный сервер, находящийся вне офиса компании.
Последний вариант актуален в ситуациях, когда нужно обезопасить себя от полной потери доступа к данным в офисе компании, например, в случае пожара или кражи оборудования. То есть практически для всех.
Лучше всего сочетать несколько вариантов хранения резервных копий. В таком случае повышаются шансы восстановить утраченную информацию быстро или с минимальными возможными временными затратами.
Что выбрать? Зависит от количества данных и частоты их изменений. Так, крупному интернет-магазину нужно максимально надежное решение, а в компании с несколькими десятками клиентов в месяц теоретически могут восстановить историю взаимодействий по переписке. Впрочем, пренебрегать хотя бы одним дополнительным хранилищем не стоит в любом случае.
Что касается защиты копий, советы всегда одни: надежные пароли, разграничение доступа, по возможности – шифрование. И, конечно, выбор надежного оборудования и достойного доверия подрядчика при хранении данных «на стороне».
Бэкапы сайта
Второе, что необходимо регулярно копировать – сайт. Для этого тоже есть несколько вариантов:
- на доступном физическом носителе – компьютере, съемном жестком диске или флэш-накопителе;
- на собственном сервере;
- на сервере своего хостинг-провайдера;
- на сервере стороннего провайдера.
И тоже стоит выбрать несколько мест хранения копий. Какие именно, зависит от размера сайта, частоты его обновлений, критичности потери данных и, конечно, финансовых возможностей компании.
Самый простой способ – резервное копирование как услуга хостинг-провайдера. При выборе такого варианта стоит учесть следующие нюансы:
- защита данных на стороне провайдера;
- возможность настройки копирования по своим правилам;
- объем хранимых данных на бесплатных и платных тарифах;
- простота доступа к бэкапу;
- срок хранения копий.
У каждой компании будут свои требования, и важно выработать оптимальную схему создания копий. Например, собирать базу по ночам, если в это время нет посетителей, или хранить данные дольше стандартных двух недель. Прежде чем выбирать провайдера, стоит продумать все детали.
Настроить и забыть?
Бывает, что бэкапы настроены, все вроде бы работает, но в самый неприятный момент выясняется, что восстановить нужные данные невозможно. Чтобы этого избежать, стоит придерживаться таких правил:
- Регулярность копирования. Это зависит от скорости и частоты обновления баз данных. Например, при ежедневном обновлении сайтов и CRM рекомендуются бэкапы раз в сутки. Если сайт статичен, а данные о клиентах обновляются сравнительно редко, копирование можно проводить раз в 1-2 недели или раз в месяц. Но в любом случае нельзя пропускать установленные сроки. Поэтому проще всего воспользоваться сервисами и программами для автоматического копирования.
- Проверка копий. Как правило, про бэкапы вспоминают, когда они нужны. Но лучше периодически проверять их состояние. Случается, что автоматическое копирование идет с ошибками, сбои остаются незамеченными или память занята большим количеством дублированной информации, из-за чего нет места для новой. Стоит заручиться поддержкой хорошего специалиста и не пускать все на самотек.
- 3 – 2 – 1. Это общее правило, которое расшифровывается так: 3 копии – 2 разных носителя – 1 носитель вне основной системы. Если организовать бэкапы по такой схеме, повышаются шансы восстановить данные в случае их утери.
И еще одно правило: не стоит экономить на оборудовании и услугах специалистов. Если в критический момент подведет сервер или провайдер откажется помогать, потери будут куда больше.
В заключение
Резервное копирование баз данных и сайтов необходимо каждой компании, не желающей потерять деньги и время из-за непредвиденных, но распространенных ситуаций. Если грамотно наладить этот процесс, хлопот будет ненамного больше, а расходы компенсируются спокойствием за важные данные.