Если вместо проверенных шаблонов хочется использовать нечто оригинальное, не стоит думать, что все сводится к рисованию интересных картинок и подбору оттенков для кнопок. Что важно учитывать при разработке дизайна сайта и почему не все может получиться с первого раза, расскажем в статье.
Красота vs решение задач
Тем, кто интересуется созданием собственного сайта, сложно избежать столкновения с такими понятиями, как «юзабилити», «пользовательский опыт», «UX/UI-дизайн» и даже «Data-informed design». Что все это значит?
Дизайн сайтов должен разрабатываться так, чтобы пользователи могли с легкостью решить все задачи. И это далеко не всегда сводится к окрашиванию кнопок в нужные цвета. К слову, какие цвета удачнее, тоже нужно решить не на пустом месте, но об этом позже.
Современный дизайн — это сочетание доступности всех функций сайта с его внешней привлекательностью и гармоничностью. Несложно, если это просто личный блог. И весьма непросто, когда речь идет о корпоративном или коммерческом сайте со множеством функций для разных сегментов аудитории.
Упрощение сложного
Вторая задача дизайнеров интерфейсов — сделать решение задач максимально простым для пользователей. Для этого используется целый арсенал приемов:
- лаконичные формы регистрации/заявок/заказов с минимумом полей (как бы ни сопротивлялись маркетологи, любящие получить как можно больше данных при первом обращении, простые формы зачастую работают значительно лучше);
- заметные кнопки (и это не только красная кнопка «купить», видно и доступно должно быть все, что важно для пользователей);
- разумные пропорции (текст и картинки, колонки меню, рекламные и информационные блоки, кнопки, всплывающие окна — все, что есть и будет на сайте должно гармонично сочетаться друг с другом);
- визуальные акценты (множество способов выделить главное и важное цветом, формой, указателями различных видов).
В идеале, все это должно помогать на каждом этапе взаимодействия с сайтом: вовремя и недвусмысленно. И, разумеется, быть понятным для аудитории, а не только для дизайнера и владельца сайта.
Сила аналитики
А как сделать сайт удобным по мнению пользователей, если даже крупные компании допускают неудачные эксперименты с интерфейсами и терпят убытки? С первой попытки, вероятно, не получится. Но чтобы свести ошибки к минимуму, стоит использовать:
- данные о поведении пользователей сайта, если он уже работал до редизайна — они покажут, где возникают проблемы взаимодействия, а что лучше не трогать;
- данные о поведении пользователей после запуска нового сайта — то же самое, только без предыдущего опыта;
- А/Б-тестирование — стоит проверить гипотезы и выбрать действительно удачные решения на основе статистических данных;
- количественные и качественные исследования — просто спросите пользователей, все ли их устраивает;
- мировой опыт — если многочисленные статистические исследования показывают нелюбовь интернет-пользователей к, например, автозапуску видео или к фиолетово-серому фону, не стоит проверять достоверность таких опросов на своих посетителях.
Маркетинговые исследования так же важны для разработки дизайна, как для создания нового продукта и упаковки для него. Но полагаться только на цифры — это тоже не лучшая идея.
Чувство прекрасного
Круг замкнулся: все вышеперечисленное должно быть визуально привлекательным. Но для аудитории, а не для владельца. И об этом всегда нужно помнить. Неудачное сочетание цветов и пропорций спасет только тех, кто предлагает нечто безальтернативное.
Достичь гармонии сложно, но опытные дизайнеры, изучающие современные тренды и понимающие важность пользовательского опыта и юзабилити, справятся с такой задачей.
Что может пойти не так?
Даже если все сделано, как по учебнику, реальным посетителям может не понравиться что угодно. И здесь снова на помощь приходит статистика: данные о поведении посетителей и опросы помогут понять, что не устраивает пользователей. И если жалоб много, стоит заняться исправлением ситуации, даже если кажется, что это «просто капризы». Потому что хороший дизайн сайта — это не только внешний вид и функциональность, но и конверсии.