Внутренний поиск помогает быстро выяснить, есть ли на сайте нужные товары, сделать выбор и даже совершить покупку. Но не всегда он работает так, как того ожидают пользователи. Каким должен быть поиск, повышающий конверсию, расскажем в статье.
Кому это нужно?
Очевидно, что посетители сайта обрадуются возможности просто ввести в строку поиска название товара и не изучать обширный каталог. А для владельцев сайтов внедрение такой функции полезно по целому ряду причин:
- увеличение конверсии, благодаря упрощению процесса поиска, выбора и покупки;
- анализ запросов для лучшего понимания потребностей аудитории;
- уверенность в том, что товары будут найдены, несмотря на размеры каталога;
- возможность предложить аналогичный товар при отсутствии искомого (например, другой бренд или модель);
- изучение спроса для работы с ассортиментом и рекламой.
Что можно узнать о поведении посетителей, использующих поиск, и как применить эту информацию, мы подробно разберем позже. Сейчас рассмотрим, каким должен быть поиск, полезный для покупателей и продавцов.
Обязательные функции
Нередко поиск есть, но пользы от него немного: при малейшей ошибке при вводе запроса появляется только заявление «Ничего не найдено». Между тем, пользователи ожидают от внутреннего поиска эффективности Яндекса или Google. Чтобы их не разочаровать, нужно предусмотреть следующее:
- понимание опечаток и орфографических ошибок;
- распознавание названий брендов и товаров на кириллице и латинице;
- понимание разных вариантов написания (особенно, для брендов со сложными и латинскими названиями);
- знание синонимов;
- фильтрация результатов (по цене, популярности и т. д.);
- подсказки при вводе запроса;
- вывод аналогов или похожих товаров при отсутствии искомого;
- возможность вернуться к результатам поиска по предыдущему запросу.
Словом, нужно создать на своем сайте аналог полноценной поисковой системы. Можно добавить голосовой ввод, подсказки вида «часто ищут», другие функции, актуальные для товарной категории (например, поиск по артикулу). Есть несколько способов реализации такого плана, и среди них несложно выбрать наиболее удобный в конкретном случае.
Способы внедрения
Чтобы получить поиск, соответствующий самым строгим требованиям, проще всего составить подробное техническое задание и обратиться к программистам. Важно не забыть и про SEO-специалиста, который поможет проработать запросы и синонимы по данным Wordstat.
Если же такое решение нецелесообразно, можно выбрать один из готовых сервисов:
- Яндекс. Бесплатный полноценный поиск с достаточным количеством настроек: интерфейс строки на сайте, подсказки, синонимы, критерии поиска, фильтрация и т. д. Но нужно учесть, что система «видит» только проиндексированные страницы. Специальная версия поиска для интернет-магазинов (бета) умеет находить товары по YML-каталогу.
- Google. Платная версия работает так же, как и сам Google. У бесплатной есть существенные недостатки: наличие логотипа Google в строке поиска, отсутствие многих настроек фильтрации и, самое печальное, реклама в результатах поиска.
- Специальные платформы. Есть как бесплатные, так и платные готовые решения. Например, Sphinx, Solr, Detectum. Для подключения и настройки поиска понадобится помощь программиста.
- Плагины для CMS. Можно найти готовые модули для своего «движка» и посмотреть, что они умеют. Но не факт, что это будет хороший вариант.
В любом случае необходимо протестировать работу поиска и убедиться, что у пользователей не будет с ним проблем. И, конечно, важно позаботиться о внешнем виде поисковой строки — она должна быть заметной и узнаваемой.
Представление результатов
Настройки подсказок, синонимов и фильтров — это еще не все. Если запрос недостаточно точен, пользователь увидит несколько вариантов. И важно помочь ему увидеть разницу и сделать выбор. Для этого можно использовать:
- изображение товара;
- стоимость;
- краткое описание или характеристики;
- наличие;
- рейтинг и отзывы.
Если решение о покупке обычно принимается быстро, можно добавить кнопку «В корзину» или «Купить». На сайтах с функцией сравнения товаров не лишней будет возможность дополнить список вариантов результатами поиска.
И не стоит показывать сообщение «Ничего не найдено». Что бы ни запросил посетитель сайта, он должен увидеть хоть какие-то результаты поиска. Например, самые популярные товары в категории с пояснением, что точного совпадения с запросом нет. А дальше важно понять, почему попытка поиска была неудачной и можно ли это исправить.
Польза аналитики
Итак, поиск настроен, посетители довольны и пора посмотреть, как наличие такой функции влияет на конверсию. Если настроить отслеживание использования поиска в Яндекс.Метрике и Google Analytics, можно узнать много полезной информации:
- Для работы с каталогом. Изучение запросов покажет востребованные товары. Если их нет, стоит задуматься о расширении ассортимента. А если они есть, но не находятся без поиска по сайту, следует задуматься о структуре каталога и качестве навигации.
- Для маркетинга. Можно посмотреть, откуда приходят на сайт использующие поиск, и сделать выводы. К примеру, скорректировать обращение к аудитории в соцсетях или доработать рекламную кампанию.
- Для поискового продвижения. Анализ работы поиска поможет скорректировать структуру сайта для удобства посетителей. А запросы могут быть полезными для дополнения семантического ядра и оптимизации.
- Для конверсии. Отслеживать поведение пользователей после получения результатов поиска так же важно, как и при работе с другими сценариями. Это поможет понять, что можно сделать для повышения конверсии таких посетителей.
Также анализ запросов покажет потребность аудитории в информации о продукте, распространенные синонимы и ошибки, сленговые и «народные» названия. Все это может пригодиться для маркетинговой деятельности.
Вывод
Как видно, внутренний поиск — это не просто удобная функция, но еще и источник полезной информации. А значит, стоит задуматься о его внедрении на сайте с большим ассортиментом и уделить максимум внимания настройкам.