Интерфейс и дизайн сайта требуется периодически обновлять по разным причинам, от банального устаревания до необходимости серьезных изменений. И при этом важно не потерять аудиторию, сохранить позиции в поиске и не забрать с собой старые ошибки. Как это сделать, расскажем в статье.
Все для людей
В первую очередь важно понять, как должен измениться сайт. Для этого следует:
- Проанализировать текущее состояние. Нужно проверить все возможные сценарии поведения посетителей и обратить внимание на сложности взаимодействия с имеющимся интерфейсом. Такие проблемы нужно устранить при проработке нового дизайна и структуры. Важно критически посмотреть на сайт, помня, что редизайн — это улучшение интерфейса, а не просто дань моде.
- Найти новых пользователей. Чтобы обнаружить большую часть проблем, стоит обратиться за помощью к людям, ранее не пользовавшимся сайтом. Постоянные посетители и, тем более, владельцы и администраторы сайта, могут просто не замечать привычные неудобства и не придавать им значения. А новые посетители обратят внимание на все сложности взаимодействия и восприятия информации. Можно найти фокус-группу для анкетирования или использовать оборудование для айтрекинга.
- Посмотреть на конкурентов. Это нужно не для копирования, а для оценки и сравнения. Стоит посетить чужие сайты как обычный пользователь, чтобы самостоятельно проверить, работают ли их «фишки» и нужны ли они. Не лишним будет и привлечение непредвзятых людей.
- Проверить гипотезы. Прежде чем менять что-либо на работающем сайте, следует создать тестовый и поэкспериментировать на нем. Возможно, то, что казалось выигрышным «на бумаге», будет неудобным и непривлекательным в действительности.
Планируя редизайн и изменения интерфейса, важно отталкиваться от реальных потребностей аудитории. При необходимости можно провести опрос, А/В-тестирование, запуск нового сервиса для ограниченной аудитории — словом, сделать все, чтобы быть уверенными в пользе изменений для посетителей.
Сохраняя трафик
Один из вечных аргументов против редизайна — риск потери позиций и трафика из поисковых систем. Если изменения понравятся пользователям, аудитория не будет потеряна. А технически важно сделать следующее:
- обязательно сохранить бэкап имеющегося сайта;
- зафиксировать текущие позиции и показатели;
- внимательно сопоставить URL старых и новых страниц;
- настроить перенаправления везде, где это необходимо;
- внести все нужные изменения в файлы robots.txt и sitemap;
- проверить внешние ссылки, заменить их или настроить перенаправления;
- проверить внутреннюю перелинковку;
- если есть страницы «ошибка 404», поставить на них ссылки на главные разделы;
- перенести или заполнить мета-теги Title, Description, H1, Alt;
- проверить скорость загрузки новых страниц и адаптивность к мобильным устройствам;
- не забыть открыть новый сайт для индексации после завершения редизайна.
Особенно важно тщательно проверить все адреса и перенаправления, если изменяется не только сайт, но и домен. Иначе велик риск просто потеряться «на просторах сети».
Если все сделано правильно, серьезных проблем с трафиком быть не должно. Но все-таки стоит какое-то время хранить старую версию сайта на случай сбоев новой.
Что делать потом?
Недовольство пользователей неизбежно: кто-то привык к старому сайту, у кого-то другие вкусы и неприятие нового дизайна. Всем не угодить, но получить обратную связь и проанализировать мнения нужно. Потому что это сведения о реальном опыте взаимодействия и восприятия, а не догадки дизайнеров и владельцев сайтов.
В заключение
Если проводить редизайн без подготовки, можно потерять и позиции в поиске, и лояльность аудитории. Поэтому нужно тщательно продумать изменения, проверить все технические нюансы перед запуском и уже уверенно стартовать с обновленным сайтом.