Для обучения и совершенствования алгоритмов поиска Яндекс и Google нанимают специальных людей — асессоров. Они оценивают качество выдачи и сайтов по ряду параметров, следуя инструкциям и глядя на полученные результаты глазами пользователей. На что они обращают особое внимание и как это может повлиять на позиции в выдаче, расскажем в статье.
Как работают асессоры?
В общих чертах, сотрудники обеих поисковых систем действуют одинаково: получают задания на проверку выдачи или конкретных сайтов и оценивают увиденное по определенным правилам. Эти данные обрабатываются для обучения алгоритмов автоматически оценивать подобные результаты поиска и сайты. Конечно, далеко не все попадают под ручную проверку, но это и не нужно: для машинного обучения требуются примеры, на которых строится работа алгоритмов.
У Яндекса и Google свои инструкции для асессоров, и эти документы регулярно дорабатываются. Но в любом случае могут проверяться:
- релевантность страниц запросу;
- полнота информации на сайте, качество контента;
- работоспособность сайта и отдельных функций на нем;
- удобство для мобильных пользователей.
Параметров много, поэтому дальше рассмотрим важные критерии оценки для коммерческих сайтов у Яндекса и для коммерческих и информационных сайтов у Google. В каждом случае есть своя специфика, обусловленная особенностями работы поисковых систем.
Оценка коммерческих сайтов Яндексом
По сути, асессоры проверяют соответствие сайтов коммерческим факторам ранжирования Яндекса. Их всегда можно посмотреть в справочном разделе поисковика. Вкратце напомним, что важно для оценки сайтов:
- ассортимент;
- информация о товаре;
- цены и условия доставки;
- контактная информация: адрес, телефоны, карта проезда и т. д.
Но есть несколько важных особенностей поиска и присутствия компаний в сети, на которые обращают внимание в Яндексе:
- Релевантность намерению. К примеру, по запросу «уроки музыки» могут быть показаны ссылки «репетитор по сольфеджио», «частная музыкальная школа», какие-либо обучающие видео на YouTube. Они отвечают намерению пользователя брать уроки, хотя и не содержат прямого вхождения запроса.
- Локальность бизнеса. Это может быть проверка выдачи по геозависимым и геонезависимым запросам или оценка конкретного сайта. В любом случае результаты поиска и контактные данные проверяемых сайтов должны соответствовать региону обслуживания компании.
- «Народный контроль» от Яндекс.Толока. Это не асессорская, а, скорее, вспомогательная служба. Тем не менее, важно помнить о ней, поскольку сотрудники Толоки могут проверять не только сайты. Так, одно из заданий для них — прийти по адресу, указанному на сайте, и проверить, находится ли там названная компания. То есть лучше не рисковать, указывая фиктивный адрес, даже если не планируется регистрироваться в каких-либо справочниках.
При оценке страниц в Яндексе используется шкала от «рел+» (полностью соответствующие запросу и витальные страницы) до «нерел» (запрос тот, ответа нет) и «не про то» (документ из другой тематики, по сути, ошибка алгоритма поиска). Конечно, есть и оценка «спам». Чтобы стать «рел+» или хотя бы «рел», важно постоянно следить за актуальностью информации, работоспособностью сайта и поведением пользователей, исправляя недочеты.
Расширенные представления о YMYL от Google
Инструкции Google попадают в открытый доступ, и в последний раз это случилось после масштабного обновления документа в сентябре 2019 года. Для начала остановимся на общих критериях Google при оценке качества контента:
- экспертность — полнота информации, проверенные данные, ссылки на источники и т. д.;
- авторитетность автора и ресурса — репутация, цитируемость, отзывы, премии и т. д.;
- надежность — подтверждения доверия экспертов и пользователей к ресурсу.
Google в инструкции подчеркивает, что асессоры должны проверять эти критерии, основываясь не на интуиции, а на информации из других источников. Например, убедиться, что автор действительно профессор или журналист с отличной репутацией.
При последнем обновлении в инструкцию были внесены важные изменения, касающиеся YMYL-контента (Your Money Your Life, «кошелек или жизнь»). Раньше под это определение попадали только сайты, тематика которых касалась здоровья и медицины. Теперь в список входят:
- новостные ресурсы, за исключением спортивных и развлекательных;
- информация о гражданских правах;
- информация о финансах;
- покупки;
- другая информация, связанная с выбором и приобретением товаров и услуг (рекомендации о питании, образовании, покупке недвижимости и многое другое).
По большому счету, из-под понятия YMYL выведены только развлекательные сайты, на которых нет признаков контента с дискриминацией каких-либо групп людей по половому, расовому, религиозному и иным признакам. То есть пристальное внимание к качеству контента теперь получает гораздо больше сайтов, чем раньше.
После таких изменений важно убедиться, что контент соответствует перечисленным выше требованиям, на сайте четко указано авторство (эксперт, пользователи, команда компании), информация актуальна и достоверна.
В заключение
Задача асессоров — посмотреть на сайты как пользователи и убедиться, что все работает как надо, а контент не вводит в заблуждение. И если позаботиться о собственных посетителях и дать им все, что важно для удобного взаимодействия с сайтом и принятия решения в пользу компании, скорее всего, и асессоры поставят достойные оценки. Или обученный ими алгоритм проводя сравнение с менее внимательными соседями, поставит сайт на достойные позиции в выдаче.