Сегодня можно получать и анализировать очень много информации о посетителях сайта и покупателях интернет-магазина. Только не всем действительно нужно это делать. Каких показателей достаточно, чтобы оценить эффективность интернет-маркетинга для малого бизнеса, расскажем в статье.
Без сквозной аналитики
Многоканальная аналитика с оценкой роли каждого канала привлечения, перенастройка под полученные показатели, автоматизация процессов — все это полезно, но мало кому доступно. Стоимость самих сервисов и их внедрения, оплата работы аналитиков, выделение новых ресурсов могут стать неподъемными для ограниченного бюджета.
Но для малого бизнеса зачастую нет смысла внедрять сложные системы аналитики. Бесплатные Яндекс.Метрика и Google Analytics дают достаточно информации, и основные показатели можно отслеживать без лишних расходов. Остается выбрать, что нужно считать.
Ключевые KPI
Показатели эффективности (KPI) выбирают, исходя из целей бизнеса и его продвижения. Как основные KPI можно установить:
- Количество прямых лидов (продаж, заказов, подписок). Здесь важно учитывать сезонность, активность во время краткосрочных акций и другие спонтанные изменения спроса, влияющие на этот показатель. Можно отслеживать и долгосрочный эффект, используя отчеты Метрики и Analytics, если есть возможность это настроить. В любом случае, продажи — это результат.
- Динамика роста базы. Это увеличение количества электронных адресов и телефонных номеров покупателей и потенциальных клиентов. Если ведется ремаркетинг, то оценивают расширение его охвата. Главное, не увлекаться только цифрами и учитывать показатели конверсии. Иначе можно оказаться с бесполезной базой незаинтересованных людей.
- Динамика узнаваемости. Этот показатель легко отслеживать по количеству упоминаний бренда в Яндекс.Wordstat. Просто и бесплатно.
Также можно установить KPI, связанные со спецификой продаж. Например, количество обработанных телефонных звонков, рост повторных продаж и среднего чека. Это важно для каждого бизнеса, и сложных систем аналитики для подсчета таких KPI не требуется.
Основные метрики для сайта
С бизнес-показателями все более-менее ясно, а как проследить за развитием и продвижением сайта? Здесь тоже можно ограничиться самыми главными показателями, которые предоставляют счетчики Яндекса и Google:
- Трафик. Если продвижение и реклама работают, трафик должен расти. Ограничиваться только этой метрикой не стоит, потому что важно знать, что происходит с людьми, зашедшими на сайт. Но и это не очень сложно.
- Источники трафика. Когда используются разные каналы привлечения аудитории (поисковая оптимизация, контекстная и медийная реклама, социальные сети и т. д.), эффективность отслеживается по каждому источнику отдельно.
- Конверсии. В отличие от лидов, это метрика о действиях, совершенных на сайте. К примеру, онлайн-покупки, подписки на рассылку, запрос расчета. Чтобы удобнее отслеживать эту метрику, можно настроить «цели» на сайте, тогда информация будет собираться и компоноваться в отчеты автоматически. Можно просто следить за количеством конверсий у посетителей, пришедших с того или иного канала, или использовать отчеты по многоканальным конверсиям, где учитывается весь путь пользователя. Нужно ли настраивать такую подробную аналитику, зависит от пути к покупке и целей, для которых создан сайт. Если это просто лендинг для сбора заявок, сложности ни к чему.
- Отказы. Это важная метрика, показывающая, сколько людей покидают сайт, проведя на нем очень мало времени и не совершив никаких действий. Если отказов много, видимо, люди видят не то, что ожидают. Отказы тоже лучше смотреть по каждому каналу привлечения, чтобы обнаружить ошибки или удачные решения.
- Незавершенные покупки. Как уже говорилось, трафик — это еще не все. Если посетители сайта часто бросают «корзины», нужно выяснять, почему это происходит. Возможно, им что-то не нравится в форме заявки или нет важной информации о доставке и возврате.
Конечно, Яндекс.Метрику и Google Analytics тоже нужно настраивать с привлечением специалистов или своими силами, и анализ показателей требует времени. Но эти метрики нужны для понимания, как работает бизнес в сети и что можно улучшить.
Вывод
Когда не нужны big data и другие сложности, можно экономно и сравнительно просто следить за эффективностью интернет-маркетинга. А о сквозной аналитике позаботиться после расширения бизнеса.