Редкий интернет-магазин не использует тот или иной способ предложения рекомендованных или ранее просмотренных товаров посетителям сайта. И многие допускают одну или сразу несколько распространенных ошибок. Чего следует избегать, используя персонализацию, расскажем в статье.
Довериться алгоритму
Просто подключить сторонний сервис или доработать сайт с помощью программиста не значит получить хорошо работающую систему персональных рекомендаций. Инструмент необходимо настроить, и не на основании предположений, а по результатам анализа имеющихся данных о покупателях. Без этого система будет работать, но нет гарантии, что она станет показывать верно подобранные товары.
Для настройки алгоритма вывода рекомендаций нужно учитывать следующее:
- совместимость товаров (автоматическое выявление совпадений часто стоит перепроверять вручную);
- историю покупок (если люди обычно покупают определенный набор товаров, это следует использовать для показа рекомендаций);
- категории (в структуре интернет-магазина могут быть товары, разделенные по категориям так, что машина не увидит пересечения интересов);
- особенности поведения покупателей конкретного интернет-магазина.
Настроив показ товарных рекомендаций по логике человека, а не алгоритма, можно добиться более точного подбора персональных предложений.
Не подстраиваться под меняющиеся интересы
В идеальном интернет-магазине рекомендации корректируются во время пользовательской сессии, если видно, что предпочтения изначально были другими и изменились во время изучения товаров. Но так происходит далеко не всегда.
Конечно, узнать все мысли, посещающие пользователя, невозможно (по крайней мере, пока). Но можно выявить определенные закономерности и использовать их при настройке системы рекомендаций. Сигналами для корректировки могут быть:
- смена категории или бренда;
- переход к товарам по меньшей/большей цене;
- переключение внимания на товары, не связанные с первоначальным интересом (к слову, такое поведение нередко вызвано именно неверной настройкой рекомендаций, уводящих посетителя в противоположную сторону);
- другие закономерности, характерные для покупки в конкретном интернет-магазине (могут зависеть от тематики, ассортимента, специфики товара).
Да, такая глубокая проработка персональных предложений нужна не всегда, но при большом и разнообразном ассортименте она вряд ли станет излишней детализацией.
Не настроить внутренний поиск
Фраза «ничего не найдено» с большой долей вероятности станет поводом для ухода в другой интернет-магазин. Между тем, даже на крупных и известных площадках посетителям не всегда дают шанс остаться.
Чтобы внутренний поиск помогал, а не отпугивал, стоит сделать следующее:
- настроить автоподстановку (можно в первую очередь выводить подсказки с популярными или недавно просмотренными товарами);
- обучить систему синонимам, опечаткам, ошибочным написаниям и вариантами использования названий;
- показывать рекомендованные или популярные товары, когда действительно ничего не найдено.
Если первые два пункта – это, скорее, добровольное проявление заботы и предложение помощи, то третий следует назвать обязательным для выполнения.
Не использовать все возможности
Рекомендованные товары можно показывать на разных страницах и по различным сценариям. Чтобы найти наиболее действенный способ, стоит поэкспериментировать и проверить все возникающие гипотезы.
Так, в одних интернет-магазинах к росту конверсии привело размещение блока аксессуаров на товарной карточке, а в других дополнительную прибыль принесли товары, рекомендованные покупателям уже в «Корзине». В некоторых случаях полезно размещение блоков везде, где только можно, разумеется, с корректной настройкой подбора товаров.
«У нас и так все хорошо!»
Но, наверное, может стать еще лучше? Эксперименты с расположением блоков рекомендаций, порядком представления товаров, количеству предложений проводят крупные игроки рынка, и, надо полагать, делают это не случайно. А значит, тестировать разные варианты стоит хотя бы для того, чтобы убедиться в достижении потолка.