Как известно, сайт должен быть удобным и понятным для пользователей. Но не всегда легко решить, что будет нужно посетителям, а от чего можно безболезненно отказаться. В каком направлении искать истину, рассмотрим в статье.
Маркетинг – во главу угла
В первую очередь, следует решить, какие маркетинговые задачи будет решать сайт. В зависимости от специфики предложения и цикла продажи это может быть:
- информирование о продукте или услуге с предложением подписаться на рассылку, позвонить или иным образом обратиться в компанию для получения подробностей;
- прямая продажа товаров в интернет-магазине;
- запись на услуги;
- повышение узнаваемости продукта (в отличие от первого варианта, акцент делается на рассказе о бренде, товаре, услуге, с которыми аудитория мало знакома).
Выбранная цель указывает и на средства для ее достижения. Сайт может решать сразу несколько задач или только одну из перечисленных, и в соответствии с этим определяется необходимый минимум функций (купить, позвонить, подписаться, обратиться к консультанту, поделиться контентом и т.д.). Список инструментов для представления товаров и коммуникации с посетителями составляется исходя из способа ведения продаж.
Конкурент не аргумент
Конечно, изучить сайты конкурентов нужно: полезно знать, что они предлагают своим посетителям. Но не обязательно принимать их решения за истину в последней инстанции, поскольку неизвестно, насколько эффективен тот или иной инструмент, использующийся на чужих сайтах.
Главное, о чем следует помнить: каждый сервис, установленный на сайте, должен работать. Если конкуренты используют, например «обратный звонок», а менеджеры вашей компании пока точно не смогут перезванивать ровно «через 23 секунды», не стоит предлагать посетителям такой способ связи. Если предлагается воспользоваться калькулятором или конструктором, программа должна работать идеально даже при пиковых нагрузках на сайт. Словом, нет возможности поддерживать функцию – значит, она пока не нужна.
Начнем с малого?
Есть два варианта создания функционального сайта:
- Сделать все возможное сразу. В этом случае понадобится больше времени и средств. Но если нет уверенности, что все функции будут востребованы посетителями сайта, существует риск потратиться на ненужное.
- Начать с базовых функций. При таком подходе сначала создается сайт, решающий задачу основными средствами, обязательными для каждого ресурса такой же тематики. Впоследствии, по необходимости, добавляются новые функции, помогающие посетителям.
Первый вариант подходит, когда совершенно точно известно, какие инструменты будут эффективно работать, допустим, на основании предыдущего опыта работы с интернет-пользователями.
Второй удобен для тех, кто только начинает работу. Здесь главное выбрать CMS («движок»), которая позволит без труда внедрять новые функции, если их список не будет ограничиваться подключением сторонних сервисов.
Опросы и тестирования
Если выбран второй путь, со временем можно просто спросить у посетителей сайта, чего им не хватает. Но важно проводить опросы и тестирования на статистически значимой выборке, потому что всегда найдется несколько человек, желающих чего-нибудь экзотического, но большинству не нужного.
Выбирая дополнительные функции, не стоит отвлекаться от главного: сайт все равно должен решать основную задачу наиболее простым и удобным способом. Соответственно, нововведения призваны в первую очередь помогать посетителям, а не присутствовать «чтобы было».
В заключение
Чтобы понять, какие функции нужны на сайте, важно посмотреть на него глазами пользователя и действовать не под девизом «я так хочу», а по принципу «это будет полезно для посетителей». Тогда список необходимого составится практически сам собой, особенно, при помощи опытных специалистов по маркетингу и юзабилити.