Существует множество причин, по которым предприниматели заказывают фальшивые отзывы. Не вдаваясь в морализаторство, рассмотрим, чем такой ход бывает полезен и почему он может принести только вред.
Когда клиенты не желают делиться впечатлениями, а конкуренты буквально купаются в похвалах, желание изменить ситуацию возникает вполне закономерно. Случается, что негативных отзывов появляется все больше и больше, и заказ хвалебных комментариев представляется единственно верным решением. Какое же влияние способны оказать покупные отзывы?
Для продвижения
Не секрет, что поисковые системы больше доверяют компаниям, о которых пользователи пишут на сайтах-отзовиках. И к отзывам на самом сайте они не будут равнодушны. К тому же, если продукт новый, а сайт еще не получил высоких позиций, привлечь внимание потенциальных покупателей без создания информационного шума сложно.
Плюсы заказа отзывов для целей продвижения таковы:
- регулярное наполнение сайта новым контентом;
- привлечение людей, заинтересовавшихся продуктом, то есть влияние на узнаваемость, поведенческие факторы;
- размещение отзывов на площадках, которые ценятся поисковыми системами.
Минусы тоже есть, и их не меньше:
- отзывы, размещенные на сторонних площадках, в любой момент могут быть удалены, если администрация заподозрит автора в ангажированности;
- далеко не на всех площадках можно оставлять ссылки, а значит, ни на ссылочную массу, ни на количество трафика отзывы особо не повлияют;
- откровенно заказные отзывы могут вызвать волну негатива, и именно она может быть принята во внимание поисковиками; бороться с такой реакцией новыми порциями положительных отзывов - замыкать порочный круг.
Как видно, выгоды для продвижения немного, а при неаккуратной работе с отзывами ее может вовсе не быть.
Для бизнеса
Отзывы призваны создать нужную репутацию, изменить или сформировать отношение к компании, доказать ее преимущества на реальных примерах. А значит, привлечь новых клиентов и убедить сомневающихся в неоспоримых достоинствах продукта.
Плюсы заказа отзывов:
- можно быстро получить нужное количество похвал, причем, именно в том ключе, который требуется;
- с помощью хвалебных отзывов можно нивелировать негатив, в том числе заказанный конкурентами;
- наличие отзывов придает сайту солидности.
Минусы покупных отзывов, конечно, тоже есть:
- если обман будет обнаружен (а это не так сложно сделать), восстановить хорошую репутацию будет сложно;
- конкуренты могут не остановиться, и ответить на заказ положительных отзывов еще большим количеством негатива;
- проблему реальных негативных отзывов таким способом не решить, более того, фейковые ответы способны спровоцировать еще больший гнев настоящих покупателей и им сочувствующих;
- ответ на критику покупным отзывом, даже искусно написанным, не устранит проблему, из-за которой появляется негатив.
В лучшем случае отзывы, особенно, размещенные на сайте, просто проигнорируют. В худшем, распознавшие обман люди откажутся от обращения.
Для клиентов
Здесь не нужно перечислять ни плюсы, ни минусы. Для потенциальных клиентов компании заказные отзывы попросту бесполезны, поскольку не содержат действительно полезной информации. Да, можно написать достаточно содержательный отзыв, основанный на фактах и максимально похожий на настоящий. Но нужно понимать, что такую работу не поручают первому попавшемуся фрилансеру и не выполняют без общения с заказчиком. А значит, стоить она будет далеко не пару рублей.
Но если рассуждать о пользе заказных отзывов, нужно отметить одну их разновидность, которая может использоваться для привлечения внимания и формирования доверия. Если обратиться к блогеру и предложить ему оставить свой отзыв после тестирования продукта, возможно получить покупной, но информативный обзор. Правда, стоит учесть, что заказные похвалы без указания на недочеты тоже выглядят искусственно, и уважающий аудиторию блогер ничего подобного публиковать не будет.
Заказывать или нет?
Для принятия решения стоит сначала ответить на два вопроса:
- Почему клиенты не хотят оставлять отзывы? Если обычные люди не пишут восторженные комментарии о чехлах для телефонов, не выносят на публику опыт обращения к врачу, не считают нужным рассказывать, как быстро им распечатали документ формата А4, вряд ли они поверят чьим-то восторгам и благодарностям в развернутой форме.
- Почему клиенты оставляют негативные отзывы? Даже если есть подозрение, что это происки конкурентов, нужно выяснить причины недовольства и решить проблему. Автор заказного отзыва не сможет рассказать подробности и тем самым проявит себя. А помощь реальному покупателю будет оценена по достоинству.
Часто заказ отзывов – это просто самый легкий путь, но выбирая его, корень проблем не устранить. Если нужно исправить репутацию, можно действовать другими способами, обращаясь к лидерам мнений, формируя лояльную аудиторию в социальных сетях, наконец, просто громким заявлением «Мы исправились – проверьте!».
Когда нужно получить отклик, можно просто обратиться к клиентам. Да, их нужно как-то уговорить, но если дать самые простые условия для размещения отзыва, есть шанс на успех. К примеру, соответствовать требованиям модератора Яндекс.Маркета согласится далеко не каждый, а черкнуть в соц .сети «Спасибо, вы супер!» несложно. Если аккаунт принадлежит реальному человеку, даже такие комментарии дадут представление об услуге и сервисе.
Но вполне может оказаться, что в обычной жизни люди не ходят специально на сайты, чтобы рассказать о продуктах или услугах вашей категории. В этом случае лучше положиться на «сарафанное радио» – тоже отзывы, но самые настоящие.