Скорость загрузки, показатель отказов и конверсия – метрики, хорошо знакомые всем, кто следит за эффективностью сайта. И важно не только иметь эти данные, но и правильно их интерпретировать. Какие нюансы нужно учитывать, рассмотрим в статье.
Скорость загрузки: цифры и психология
Оценивая этот показатель, часто рассматривают только общую скорость. Это важный технический параметр, но он не дает представления о реальном пользовательском опыте. На самом деле скорость получения полного доступа к контенту зависит от нескольких факторов:
- стабильность интернет-соединения;
- текущая нагрузка на сервер;
- тип используемого устройства.
Имеет значение и субъективное восприятие скорости загрузки. На него тоже можно влиять, о чем речь пойдет дальше.
Чтобы оценить загрузку так, как ее воспринимают пользователи, стоит отдельно изучить, сколько времени нужно для выполнения следующих процессов:
- соединение браузера и сервера;
- появление заголовка;
- старт рендера (появление первой части контента);
- загрузка значимого контента;
- получение полного доступа к сайту (загрузка всех интерактивных элементов).
Показатели будут зависеть от вышеперечисленных факторов. И если на выбор устройства повлиять невозможно, то нагрузки на сервер следует предусмотреть.
Очевидный способ повышения скорости – уменьшение веса страниц. Но случается, что сделать сайт «легче» уже невозможно, а скорость загрузки оставляет желать лучшего. В такой ситуации можно изменить восприятие процесса загрузки с помощью нескольких хитростей:
- в первую очередь загружать наиболее важный контент, стимулирующий дождаться остальной информации;
- распределить процесс загрузки интерактивных элементов так, чтобы пользователь мог быстро начать взаимодействие с основными функциями; все остальное подгружается в фоновом режиме;
- максимально сократить количество сторонних площадок, с которых загружается контент, или выбрать только самые быстрые и стабильные из них.
Чтобы протестировать скорость загрузки с учетом всех важных показателей, можно воспользоваться специальным сервисом (например, англоязычным сайтом webpagetest.org) или поручить анализ сайта специалистам.
Показатель отказов: индивидуальный подход
Ошибочная интерпретация уходов посетителей сайта часто связана со спецификой учета отказов. Так, Google Analytics принимает за отказ все посещения, начатые и закончившиеся на одной странице. Например, человек прочитал текст, узнал все, что хотел, и вернулся к поисковой выдаче. Он получил полезную информацию – и это хорошо. А в статистике появился еще один отказ, вызывающий беспокойство владельца сайта. Яндекс.Метрика гуманнее: там можно настроить параметры, по которым посещение не будет считаться отказом (время пребывания, действие).
При изучении количества отказов важно обращать внимание на следующие параметры:
- тип страницы (исчерпывающая информационная или побуждающая к дальнейшим действиям)
- время, проведенное на сайте;
- релевантность страницы запросу.
Может случиться, что для конкретной страницы или даже для сайта в целом показатель отказов окажется ожидаемым. Просто потому, что пользователям больше ничего не нужно. Если же количество уходов желательно снизить, стоит обратить внимание на такие параметры страниц:
- скорость полной загрузки и получения доступа ко всем функциям (могли не дождаться);
- расположение и внешний вид ссылок и кнопок CTA (могли не увидеть);
- привлекательность дизайна (могли испугаться);
- информативность контента, загружающегося в первую очередь (могли не понять, куда попали).
Для улучшения страниц рекомендуется проводить сплит-тестирование на значимой выборке, изменяя по одному элементу. Также стоит обратить внимание на содержание рекламы от сторонних площадок и на настройки показа собственных всплывающих окон – возможно, проблема именно в этом, и ничего другого менять не нужно.
Конверсия: что идет не так?
Пожалуй, самый сложный для анализа показатель – это конверсия. Она может быть низкой по ряду причин, и первое, что нужно сделать, – понять, почему посетители сайта не совершают желаемых действий. В этом помогут:
- данные о скорости загрузки сайта;
- статистика посещений: как попали, куда переходили, откуда ушли;
- опрос посетителей или подписчиков: что улучшить, что мешает, почему не завершили процесс;
- тестирование гипотез, основанных на анализе сайтов конкурентов.
Важно помнить, что может обнаружиться несколько серьезных причин, и над каждой из них нужно будет поработать.
В заключение
Подробное изучение технических показателей и пользовательского опыта поможет не только устранить проблемы, но и сделать хороший сайт еще лучше. Поэтому исправив ошибки, не стоит останавливаться на достигнутом: совершенству нет предела.