Чтобы текст не украли, просто не нужно его публиковать. Конечно, это шутка, но с изрядной долей правды. Можно ли на самом деле предотвратить кражу и защитить уникальный контент от посягательств, рассмотрим в статье.
Предположим, что знак копирайта и условия использования материалов сайта уже присутствуют в «подвале» или на каждой странице. При добросовестном копировании, с целью поделиться полезной публикацией, на это обратят внимание и проставят ссылку на первоисточник. Но от желающих использовать чужой контент в других целях эта необходимая, но не действенная мера не спасет. Что же еще можно сделать, и почему воровство все равно процветает?
Ненадежная техническая защита
Начнем разбор с методов, которые продолжают использоваться, несмотря на общую низкую эффективность. Да, на некоторых сайтах они работают, но часто раздражают честных пользователей ограничениями и панацеей являться не могут. К техническим способам защиты относятся:
- запрет копирования, который может быть реализован и как запрет на выделение текста (всегда и для всех), и в виде закрытого или урезанного меню правой кнопки мыши, без пунктов «Сохранить как» и «Показать исходный код»;
- автоматическое добавление ссылки на источник при добавлении скопированного текста на другую страницу.
И тот, и другой метод не могут гарантировать стопроцентную защиту. Обойти ее не так и сложно, поскольку любой желающий получить текст всегда может воспользоваться одним из следующих способов:
- скопировать текст и картинку из HTML-кода страницы, если к нему открыт доступ;
- удалить все автоматически появляющиеся ссылки (они прекрасно видны при вставке текста);
- сделать скриншоты нужных страниц и распознать их в специальной программе;
- просто переписать вручную, если другие методы недоступны.
В какой-то степени технические способы защиты могут предотвратить автоматическое копирование, но программы для его выполнения тоже не останавливаются в своем развитии. А если контент достоин применения ручного труда, такие хитрости, как видно, не помогают.
Брендирование контента: не всегда и не для всех
Сделать воровство бессмысленным – достаточно действенный способ, подходящий коммерческим и информационным сайтам. Для этого обычно рекомендуется сделать следующее:
- описывать деятельность компании не шаблонными фразами, а с использованием конкретных фактов, не актуальных для конкурентов;
- выполнять перелинковку – так при копировании текста останутся ссылки на источник (преимуществом этого способа называют вероятное получение переходов на сайт);
- анонсировать публикацию в RSS-ленте, на тематических форумах, в рассылке и в сообществах компании (ресурса) в социальных сетях.
Надо отметить, что и из этих способов ни один не гарантирует защиту, даже если действительно есть, что рассказать о компании. При большом желании можно просто слегка отредактировать текст под себя и удалить ненужные ссылки. Если копирование велось автоматически, эта работа проделана не будет, но для каких сайтов контент крадут «пачками»? Вряд ли для тех, на которых стоит иметь ссылки.
Анонсы однозначно не предотвратят воровство, но, может быть, помогут поисковым системам быстрее проиндексировать новые материалы и выше ранжировать их. Но они полезны в другом случае, о чем речь пойдет дальше.
Защита фото- и видео-контента: шансы есть, но их немного
Воровство визуального контента действительно можно сделать бессмысленным. Для этого можно использовать:
- «водяные знаки», наносимые на изображения;
- логотипы и ссылки на сайт, размещенные на фотографиях и в видеороликах;
- нанесение на картинки верхнего прозрачного слоя, который будет скопирован вместо изображения (выполняется с помощью Photoshop и средств управления контентом на сайте).
Главное, что нужно сделать, используя первые два метода, расположить логотип, ссылку или знак так, чтобы они не мешали честным пользователям и при этом не могли быть легко обрезаны любителями чужого контента. Недостаток способов в том, что не всех остановит наличие логотипа. То есть украсть могут в любом случае.
Доказательство авторства: превентивные меры и отстаивание прав
Поскольку предотвратить воровство невозможно, остается только иметь все необходимое для того, чтобы подтвердить факт копирования контента. Для этого стоит:
- использовать фотоаппарат с настроенными метаданными IPTC или EXIF (впрочем, при большом желании снимок можно обработать так, что доказать воровство и потребовать удаления снимка будет сложно; так, о способах обмана поисковиков мы рассказывали здесь: https://promoteh.ru/articles/_aview_b170);
- заключать с авторами договоры (это полезно и для того, чтобы ваш контент не был продан еще раз);
- перед публикацией добавлять статьи в «Оригинальные тексты» Яндекса (способ, честно говоря, не всегда работающий, но при удачном стечении обстоятельств так можно доказать, какой сайт является первоисточником);
- анонсировать публикации в социальных сетях (если на скорость индексации это и не повлияет, дата выхода статьи будет сохранена, нужно только не удалять посты);
- для защиты действительно ценных публикаций можно отправить распечатанный текст по почте на свой адрес и не вскрывать конверт (в случае судебного разбирательства это поможет установить автора и дату создания материала).
И если факт кражи обнаружен, а договориться с плагиатором не удалось, останется только обратиться в техническую поддержку поисковых систем или хостинг-провайдера с жалобой на воровство и доказательствами авторства. Идти в суд или нет, зависит от целесообразности такой траты времени.
В заключение
Превентивные меры, такие как нанесение логотипа, брендирование контента и анонсирование в социальных сетях, могут принести пользу в качестве доказательства авторства. А стоит ли создавать неудобство для пользователей, ограничивая функции выделения текста и делая невозможным открытие ссылок в новых вкладках правой кнопкой мыши, вопрос открытый. Ведь предотвратить воровство контента практически невозможно, в лучшем случае удастся защититься от примитивного автоматического копирования или доказать плагиат и добиться удаления дубля.