Новый алгоритм Яндекса, широко анонсированный в конце августа, вызвал много вопросов. Что должны получить пользователи, и нужно ли беспокоиться владельцам сайтов, разберем в статье.
Как это работает?
Задача нового алгоритма – обеспечить выдачу релевантных ответов фактически на любой запрос. Для этого, в отличие от ранее представленного публике «Палеха», «Королёв» анализирует не только заголовок, а весь текст страницы. Причем, наличие точного совпадения с формулировкой пользователя необязательно: алгоритм «понимает» смысл фразы и сопоставляет его с содержанием страниц.
По словам представителей Яндекса, для реализации такого подхода был изменен порядок действий роботов поисковой системы. Если не вдаваться в технические тонкости, происходит следующее: содержание страниц оценивается во время индексации, а не в процессе поиска ответов на запрос. Эта информация сохраняется, а впоследствии используется для формирования результатов поисковой выдачи наряду с другими факторами, в том числе поведенческими. Так пользователи получают ответ быстро и, что главное, на любой вопрос.
В идеале, можно использовать синонимы, описания, естественные формулировки – и получать искомое. Машинное обучение алгоритма ведется постоянно, на основе пользовательских запросов и их взаимодействия с предложенными результатами поиска, что в перспективе дает каждому возможность найти ответы на вопросы вида «в какой книге раненый герой смотрел на небо, лежа на австрийском поле». К слову, сегодня Яндекс уже предлагает ссылки на анализ «Войны и мира» в первых строках выдачи. Правда, если вы желаете прочитать книгу, придется перейти на следующую страницу (результат на момент написания статьи).
Надо признать, что на сегодняшний день не на каждый запрос можно получить желаемый ответ, что и было неоднократно отмечено пользователями. Представители Яндекса объясняют не всегда корректный результат поиска тем, что обучение алгоритма начато не так давно, а для анализа используется поведение пользователей Яндекс.Толока и других сервисов поисковика. Таким образом, на первые позиции могут выйти не самые точные, а самые популярные ответы. Но в перспективе ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Что изменится?
Если для пользователей заявленные преимущества нового алгоритма очевидны, то у владельцев сайтов закономерно возникают вопросы. И главный из них: как повлияет «Королёв» на позиции и трафик? Поскольку многое зависит от тематики сайта, специалисты строят разные предположения для ресурсов различной направленности:
- Информационные и развлекательные сайты. В этом случае логично повышение позиций страниц, предлагающих более точные или развернутые ответы. Но, как показывают и приведенный пример, и эксперименты пользователей, система не всегда угадывает намерение человека, формулирующего запрос. Однако в будущем алгоритм должен научиться многому, поэтому в выигрыше могут оказаться сайты, предлагающие интересную, уникальную информацию и использующие расширенную семантику в соответствии с принципами LSI-копирайтинга (что это такое, мы рассказывали в статье: https://promoteh.ru/articles/_aview_b434).
- Коммерческие сайты. Здесь далеко не всегда можно и нужно увлекаться поиском синонимов и экзотических формулировок. Скорее, речь идет о планомерном развитии сайта с учетом рекомендаций Яндекса для e-commerce. Необходимость расширения семантики и использования низкочастотных запросов зависит от особенностей конкретного сайта и компании. Так, в некоторых тематиках запросы, на которые рассчитан новый алгоритм, могут не встречаться вовсе.
Но для любого сайта большое значение приобретает понимание намерения, с которым пользователь вводит тот или иной запрос. Следовательно, повышается важность хорошо проработанного семантического ядра и грамотное использование ключевых слов и синонимов в тексте. Так, если пользователя интересует «штука для сверления дырок в стене», сложно достоверно предположить, хочет ли он купить дрель или просто вспоминает ее название. Это постарается сделать «Королёв», предложив разные варианты, но, к примеру, владелец интернет-магазина дрелей может заранее подготовиться и выложить несколько полезных советов по использованию своего товара.
Что делать?
Если до сих пор сайт или интернет-магазин развивался, основываясь на интересах посетителей и покупателей, не стоит опасаться глобальных потрясений. А вот от переоптимизированных текстов, продвижения по нерелевантным ключевым словам и других спамных методик давно пора отказываться.
В перспективе поиск Яндекса должен научиться формировать персонализированную выдачу и работать с голосовыми запросами, поэтому на первое место выходит необходимость уже сейчас становиться полезными и интересными для людей. Не забывая о поисковых роботах – обойтись без правильно подобранных и использованных ключевых слов даже с «Королёвым» пока не получится. А конкретные шаги, которые необходимо будет предпринимать, покажет время: не будем забывать, что алгоритм еще учится.