Удобная навигация положительно сказывается на пользовательском опыте, и быстрый доступ к нужной информации имеет большое значение для посетителей сайта. Но универсального метода объединения контента нет, и для каждой тематики потребуется свой способ группировки. Какие разделы можно предложить посетителям на главной странице, не усложняя взаимодействие с сайтом, расскажем в статье.
Группировка по формату контента
Этот способ подразумевает создание разделов «Статьи», «Фото», «Видео» и тому подобных. Посетитель, предпочитающий читать, выберет первый раздел, любители визуальной подачи информации – второй и третий разделы. Такое объединение контента можно назвать самым простым, но для пользователей оно часто оказывается очень неудобным.
Проблема такой группировки в том, что содержание разделов не всегда понятно. Да, формат размещенного в них контента очевиден, но чему посвящены ролики и публикации не указано. Если для информационных и развлекательных ресурсов эта группировка удобна, то на коммерческих сайтах, созданных для нескольких видов продукции, столь общие формулировки названий разделов помешают посетителю в полной мере ознакомиться с предложением.
Допустим, человек заинтересовался пароваркой «А» и хочет узнать о ней все, что только можно. Для этого ему придется найти описание или обзор моделей пароварок в разделе «Статьи», потом отыскать видео-инструкцию и, наконец, посмотреть фотографии пароварки в интерьере типичной кухни. Такое путешествие можно сделать проще с помощью ссылок, но как быть, если этот же человек захочет еще и сравнить пароварку «А» с мультиваркой «С»? И где он, при желании, сможет найти рецепты блюд – в разделе с текстовым или видео-контентом? Даже если на сайте продаются только паро- и мультиварки одного производителя, поиск информации легким не будет.
Итак, группировка по формату контента подходит только информационным и развлекательным ресурсам, причем, в отдельных случаях все-таки понадобится подменю или фильтр по теме или дате. Коммерческим сайтам нужны другие способы формирования разделов.
Группировка контента по тематике
Такой способ удобен для многих сайтов, в том числе и коммерческих. Посетитель сразу видит, в какой раздел нужно зайти, чтобы получить всю информацию по интересной ему теме, о продукте или услуге. Казалось бы, такое объединение контента может успешно использоваться всеми, но существуют исключения.
Предположим, что пароварку «А» интернет-магазин продает и домохозяйкам, и владельцам ресторанных сетей. Разумеется, на разных условиях – и по цене, и по доставке, и по дополнительным предложениям. В этом случае у желающих купить пароварку вопросов не возникнет. Причины разделения ясны, и не так уже важно, как именно они преподнесены – в отдельном разделе, в описании товара или в прайс-листе. В заголовки каждой публикации и ролика можно добавить указания на адресата (для дома или для ресторана), и посетители сами выберут то, что им надо, не удивляясь и не раздражаясь.
Но если речь идет не о пароварках, а о сложных продуктах или услугах, группировка контента по тематике может запутать посетителей. Возьмем для примера сайт образовательного учреждения и предположим, что контент распределен только по предметам, которые преподаются в этом учебном заведении. В этом случае раздел «английский язык» должен содержать и информацию о методах обучения, и методические материалы, и рекомендации абитуриентам. Конечно, до определенной степени сориентироваться в разделе поможет подменю, но и здесь могут возникнуть трудности. Где искать примеры заданий для вступительных экзаменов – в «методических материалах» или в «советах поступающим»? Или как узнать о возможности совмещать несколько курсов – только изучив методы обучения по каждому из них? Если на сайте нет других разделов, поиск ответов станет непростым делом.
Следовательно, группировка контента по тематике подходит для сайтов, аудитория которых не разделяется на группы, отличающиеся друг от друга так же явно, как студенты и абитуриенты. Такой способ могут использовать большинство информационных, развлекательных и коммерческих сайтов, работающих в сфере b2b. Для b2c-компаний, как правило, нужен другой метод.
Группировка контента по сегментам аудитории
Этот способ часто применяется на сайтах банков, провайдеров и крупных предприятий, предложения которых для юридических и физических лиц существенно отличаются друг от друга. Его можно рекомендовать и образовательным ресурсам, причем, независимо от того, работают ли они онлайн или являются «визиткой» учебного заведения. Разделы должны быть названы максимально понятно: «для предпринимателей», «для учащихся», «частным клиентам» или «розничная продажа». Тогда у посетителя сайта не возникнет проблем с выбором нужного раздела. Общих или внутрикорпоративных определений следует избегать.
Но такую группировку не стоит использовать, если распределение контента по интересам аудитории может вызвать непонимание. Теми же пароварками могут интересоваться и молодые мамы, и вегетарианцы, и спортсмены. Сегментация очевидна, но для продающего сайта не приемлема: любая попытка открыто обратиться к одной из групп со специальным предложением вызовет раздражение у остальных представителей целевой аудитории. А если разделы на главной странице названы по группам, а не по видам продукции, любопытство к контенту «для других» неизбежно. В таких случаях разделение контента по сегментам аудитории возможно в подменю общего информационного раздела, такого как «Рецепты».
В заключение
Разделы контента на главной странице должны быть понятным указанием, куда посетитель должен отправиться дальше, и что он там найдет. При этом большое количество «дорожек» затрудняет выбор, а необходимость раз за разом искать нужную подкатегорию, не получая взамен ничего интересного, - раздражает. Поэтому выбор способа группировки – это еще не все. Насколько удачно выбраны названия и количество разделов, покажет только поведение посетителей.