Для правильной оценки эффективности сайта нужно собрать и проанализировать большое количество самой разной информации о пользователях. Как этому способствует сервис веб-аналитики от крупнейшего российского поисковика, расскажем в статье.
Принцип работы
Задача сервиса – получить максимум доступных сведений о посетителе, которые будут представлены владельцу ресурса в отчетах. После установки на страницах сайта специального счетчика Метрика начинает формировать базу данных.
Каждому новому посетителю сайта автоматически присваивается уникальный идентификатор, который закрепляется за ним на весь срок взаимодействия с ресурсом. То есть система узнает вернувшегося посетителя, если он зашел на сайт с того же устройства и с помощью того же браузера. Путь, по которому пришел посетитель, тоже будет учтен для каждого визита. Идентифицировав пользователя, сервис запускает сбор данных о его поведении на сайте.
Полученная информация обрабатывается с помощью специально разработанной системы управления базой данных ClickHouse. Отчеты формируются только по запросу владельца сайта, поэтому доступны различные комбинации параметров.
Вебвизор покажет больше
В дополнение к статистическим данным о действиях посетителя, Метрика предлагает информацию, полученную с помощью особого инструмента – Вебвизора. Он позволяет проследить за поведением пользователя на каждой странице сайта. Это не просто время, проведенное за просмотром контента, и переходы между разделами, а полный отчет о движениях курсора по странице.
По умолчанию этот инструмент в Метрике отключен, но легкодоступен. Для корректной работы Вебвизора важно правильно выбрать настройки. В пункте «Загрузка страниц в плеер» следует указать, какая страница будет показана при просмотре действий посетителя. Рекомендуемый вариант – «от имени анонимного пользователя». Так движения курсора в отчете будут показаны на примере страницы, которую видит новый посетитель. Нужно выбрать и способ записи: из браузера пользователя этот процесс может идти некорректно, а загрузка данных в Метрику со страницы является дополнительной нагрузкой на сайт.
Что можно узнать?
С появлением новой версии Метрики у владельцев сайтов появилась возможность формировать графики и диаграммы, сопоставляющие различные данные на их выбор. Помимо привычных отчетов об источниках трафика и переходов по разделам, Метрика может считать просмотры товарных карточек (вплоть до статистики по заданному артикулу) и расходы на контекстную рекламу. Еще одна интересная функция – формирование карты с указанием местонахождения посетителей сайта.
Для получения интересующих сведений владельца сайтов могут выбрать те цели (действия посетителей), которые являются показательными для их бизнеса. Так, в одном случае важно знать количество посетителей, заполнивших «корзину», а в другом необходимо сосчитать тех, кто просмотрел видеоролик с рассказом о продукте.
С помощью Вебвизора можно выяснить, легко ли посетители находят кнопки целевых действий и ссылки на другие разделы, копируют ли они текст и картинки сайта, сколько времени тратят на изучение каждой единицы контента на странице.
Поэтому Вебвизор – это хороший инструмент для проверки удобства сайта. Если у какой-либо страницы неоправданно (с точки зрения владельца) высокий показатель отказов, данные Вебвизора могут стать источником довольно точной информации о причинах такого поведения посетителей. Например, курсор большинства пользователей нервно дергается влево - вверх при появлении всплывающего окна или баннера.
Но совершенство недостижимо даже для сервисов веб-аналитики, и специалисты рекомендуют не ограничиваться Яндекс.Метрикой. Причин много, и одна из них – невозможность получить данные по некоторым источникам трафика из Google. Впрочем, главная альтернатива Метрики – Google Analytics - тоже не идеален. И для получения более полной информации стоит установить сервисы обоих поисковых систем.